Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:18 

Про хакама

Золотые руки
Если руки золотые, не важно, откуда они растут.


03.06.2015 в 22:19
Пишет Lucifel:

Про хакама
20.05.2012 в 06:12
Пишет [J]Umematsu[/J]:

Какие бывают хакама. Часть 2.
Начало: umematsu.diary.ru/p175579172.htm

Материал.
Обычно хакама шились из тканей с плотняным переплетением. Это могло быть хлопчатобумажное или шёлковое полотно, конопляный, реже льняной холст.


"Полотняное переплетение – это точное чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д.
Ткани полотняного переплетения характеризуются ровной матовой поверхностью и одинаковым внешним видом лицевой и изнаночной сторон. Ткань выходит двусторонней, благодаря тому, что нити основы и утка распределяются поровну с обеих сторон." (с) Поэтому, когда лицевая часть истиралась и выгорала изделие можно было перелицевать, то есть перешить и носить изнанкой кверху.
Иногда в богатых домах хакама шили из узорчатой ткани с вытканным рисунком.


Ткань могла быть плотной и тяжёлой для зимы и парадных одежд и редкой, полупрозрачноый для лета.

Цвет.
Ткани для хакама могли быть однотонными гладкокрашеными или разноцветными (набивными или реже выполненными в технике узелкового крашения - сибори). Популярны были и пестротканые ткани в мелкую полоску, по которой хорошо было размечать и заглаживать складки. Полоска могла быть как двухцветной, так и многоцветной. Хакама в чёрно-белую пролоску являются церемониальными. В случае смерти, траура или перед самоубийством хакама, как и весь остальной костюм, были белыми. (Однако, Кано Содзабуро тоже порой разгуливал в белых штанах. Впрочем, "Табу" - это не источник. :) ) Предполагаю, что в бедных семьях для хакама могли использовать и некрашеное полотно.
Пестротканная ткань для хакама.


Расцветки хакама, характерные для эпохи Эдо и современных мужских штанов.


В целом, расцветка одежды зависела от богатства и статуса владельца. Например, синий краситель добываемый из индиго был очень дёшев, поэтому одежда синего цвета была распространена среди простонародья и низших слоёв самурайства. А вот добыть красно-оранжево-розовый краситель из цветов сафлора было уже сложнее. Поэтому окрашенная им ткань стоила уже дороже.
Цвет одежды придворных зависел от их ранга. Пёстрая, нарядная одежда знатных самураев времён Гэмпэй и Сэнгоку Дзидай в бою была вызовом врагу. В целом, вплоть до эпохи Эдо знать одевалась более ярко, чем люди более низкого звания.
В эпоху Токугава цвета мужской одежды независимо от статуса владельца стали более тёмными и сдержанными, набивные узоры - мельче и бледнее. Как для верха, так и для низа применяли все оттенки чёрного, серого, синего, коричневого, хаки. Исключение составляли, пожалуй, только так называемые яро - обитатели весёлых кварталов, развлекавшие гостей и предоставлявшие им определённые услуги. Они копировали стиль и цвета одежды женщин.
Определённую роль в выборе цвета одежды играл и возраст. В одежде молодых людей часто использовалась красная краска, как сама по себе, так и в качестве составляющей какого-либо цвета. Чем старше становился человек, тем меньше красных оттенков было в его одежде, а сама одежда как бы выцветала, вплоть ло белого.
Например молодые придворные эпохи Хэйан обычно носили тёмно-лиловые штаны, люди зрелого возраста - светло-лиловые, а пожилые - просто синие.
Свою роль играло и время года. Для жаркой погоды использовались более светлые цвета.
У самураев чьей-либо свиты были одинаковые хакама и безрукавки-катагину. Кимоно могли быть разными. Нигде пока не встречала информации о клановых цветах и форме конкретных кланов. Может быть, это тоже имело место.

Цвета женских штанов были более яркими и чистыми. Чаще всего встречались оттенки красного, мурасаки (красно-фиолетовый), цвет глицинии, цвет фиалки. Мне попадались серый, синий и коричневый цвета. И в полосочку.
Придворные дамы эпохи Хэйан носили хибакама - штаны красно-оранжевого цвета. Хибакама также надевали как мужчины, так и женщины во время участия в синтоистских обрядах.
Это варианты расцветок женских юбок, которые также возможны и для штанов.



Ширина хакама.
Ширина полосы ткани, получаемой на традиционном ткацком станке, была от 36 до 72 сантиметров. В расчёт обычно принимается полоса шириной 36-40см. Ширина хакама измерялась количеством таких полос (панелей), использованных для штанов. "Самые дешевые хакама делались из двух панелей (то есть из двух полос ткани, одна спереди, одна сзади) на каждую штанину. Обычные хакама были четырехпанельными, а самые широкие, наиболее роскошные модели делались из шести панелей Меньшее число панелей, в дополнение к ограничению ширины, ограничивало число складок, которые могли быть сделаны... " (С) После закладывания складок ширина хакама часто становилась вдвое-втрое меньше исходной ширины материала.

Ширина передней и задней части в талии.
Ширина передней и задней части в талии были одинаковыми (около 27 см шириной) вплоть до конца периода Муромати (1336-1573).
Позже ширина задней части в талии была уменьшена до 2/3 передней части. Общая ширина боковых разрезов тогда равнялась 5/24 обхвата бёдер. (Объяснение при расчёте.)
Ещё один, современный вариант расчёта ширины штанов в талии. Общая ширина боковых разрезов должна составлять 30% обхвата бёдер, по 15% на каждый разрез. Ширина передней части - 40% обхвата бёдер, ширина задней части - 30%.

Косиита.
Некоторые хакама имеют косииту, поясничную пластину, которая служит для распределения тяжести мечей на всю поясницу. Появилась она в эпоху Сэнгоку, когда мечи стали закладывать за пояс. Внутрь ткани вставлялясь тонкая деревянная (бамбуковая) пластина или в современных вариантах пластина из гибкого прочного пластика. Я видела более щадящие варианты, когда вместо жёсткой деревяшки или пластмаски были вставлены 3-5 слоёв простёганной ткани.)



Если хакама не предназначены для занятий фехтованием штаны, подобно хакама-юбке, можно сшить без косииты, просто пришив к задней части пояс, как и спереди.

Ластовица и шаговый вырез.
Ластовица - это кусок ткани, который вставляют между штанинами для обеспечения свободы движений.
Вставка эта бывает двух видов, в виде квадратика примерно 24Х24 сантиметра и в виде полосы ткани, точнее в виде двух полос пришиваемых к каждой штанине отдельно.
Ластовица в виде квадрата.


Ластовица в виде полосы.


Первый вариант активно используется реконструкторами эпох Гэмпэй и Сэнгоку Дзидай.
Второй характерен для хакама эпохи Хэйан, для конца эпохи Токугава и для спортивных хакама.
Что касается уровня, на котором нужно её пришивать (в первом случае) или уровня которого достигает верхний край полосы-ластовицы (во втором случае, это называется глубина шагового выреза), то он колеблется от 25см ниже талии (так называемая высота седа) до середины длины. Причём, чем уже штаны, тем выше должна быть ластовица. В спортивных штанах глубина выреза 30-35 см. На фотографиях эпохи Бакумацу видно, что середина штанов часто находилась в районе колен.

Хакама и естественные надобности.
Все, кто когда - нибудь имел дело с хакама знают, что одевать и снимать их - дело довольно хлопотное и занимает не меньше минуты. И что лучше никогда не делать этого, находясь в сортире типа "очко", каких в традиционной Японии было подавляющее большинство. Вы, наверное, догадываетесь, почему. Поэтому мудрые японцы никогда не посещали сортир в хакама, а снимали их и вешали перед входом на специальную вешалку. (Так же поступали и с монашескими рясами.) Если же вешалки поблизости не было...
Синсэны на пути к заветной будке. Штаны на спине. :) (Фильм "Жестокая история времён Бакумацу".)
Как объясняет Имри: "конструкция такая - передняя часть хакама завязана как положена, задняя натянута на плечи и придерживается рукой за завязки... в сортире она явно спускается, открывая доступ к стратегическим местам."


Впрочем, малую нужду мужчина мог справить и просто задрав штанину хакама. Вот так:


Однако в военно-полевых условиях штанины заправлялись в гетры, а перед тем, как снять хакама надо было снять с себя, как минимум, половину доспехов. Представьте себе этот процесс зимой, когда все эти шнурки и завязки на которые они крепятся как следует промокли и промёрзли. Короче, пока до штанов доберёшься, может случиться непоправимое. А если ещё и враг наступает... :(((
Поэтому в боевых штанах ластовицу либо просто не вшивали, либо (во втором случае) оставляли открытым нижний шов, а складки закладывали так, чтобы они перекрывали получившееся отверстие.
Хакама без ластовицы.


Продолжение следует.

URL записи

21.05.2012 в 02:22
Пишет [J]Umematsu[/J]:

Какие бывают хакама. Часть 3.
Глубина боковых разрезов.
От 22 - 25 см на спортивных хакама до середины длины, (то есть, до колена) на традиционных штанах. Раньше глубокий разрез был необходим из-за технологии традиционного пошива штанов, где приходилось манипулировать исключительно прямоугольными кусками ткани. Так как левый бок штанов, по которому всё время возили ножнами меча, истирался больше правого, куски ткани всё время меняли местами. Верх мог стать низом, левая сторона - правой, лицевая сторона - изнанкой. Поэтому излишки ткани никогда не срезались, а просто забирались в шов.
Обработка бокового переднего среза.

Как видите, при сгибе ткани край клина не достигает верхней кромки. Чем меньше разрез, тем больше это расстояние. Иногда оно равняется 5-6 см, то есть его невозможно закрыть поясом, а резать ткань не полагалось. Поэтому расстояние старались уменьшить за счёт глубокого выреза. Иногда даже вот такого.

Подкладка.
Официальные хакама всегда шились с подкладом. Зимние, обычно, тоже. Подклад был шёлковым или хлопчатобумажным, опять же в зависимости от богатства владельца и назначения штанов. Цвет подклада обычно отличался от цвета штанов. Например на алых хибакама для синтоистских церемоний он мог быть белым, на серых или коричневых штанах - синим и т. д. Хакама на подкладе назывались ай-хакама.
Кобакама на х/б подкладке.


Редкий кадр из фильма "Бакумацу". Накаоку Синтаро в исполнении Накадаи Тацуи, конечно, жалко. Его, бедного, убивают. Но зато прекрасно видно подкладку штанов. Синенькая, кажется, шёлковая. :laugh:


В остальных случаях, особенно летом, можно было обойтись без подкладки. Хакама без подклада носили название хитоэ-хакама. Вот лёгкие летние, почти прозрачные, хакама Сэки Тэцуноскэ из фильма "Инцидент у ворот Сакурада". Кстати, к низу его штанов пришита контрастная полоса. Это не просто декоратианый элемент. Такие полосы часто пришивали чтобы удлиннить штаны или если низ хакама слишком обтрепался и часть ткани всё-же пришлость срезать.


Современные спортивные хакама также шьюся без подкладки.

Два основных чертежа хакама
Чертёж для хакама с ластовицей в форме квадрата. Вот так выглядят трёхпанельные хакама, если их кроить из более широкой современной ткани. Для двухпанельных 75 см переда уменьшают до 40 см. Для четырёхпанельных 40 см спинки увеличивают до 75 см. Все размеры очень относительные. Следует учесть, что на каждой штанине нужно заложить не менее двух складок (одну спереди и одну сзади) глубиной не менее 4-5 см.


Чертёж для спортивных хакама с ластовицей - полосой. Цифры опять же очень относительные, на среднестатистического человека. Зелёные линии - внешние, видимые складки, красные - невидимые.


Складки.
На двухпанельных хакама было 4 складки. Или, точнее, три. Две встречные спереди и одна бантовая сзади. Или две: одна бантовая спереди и одна - сзади.
(Внимание: лицевая сторона изделия на всех рисунках со стороны надписи!!!)


А это общий вид хакама с шестью складками и их разрез.


Теперь классические варианты с восемью складками.
Самый старый вариант: шесть складок спереди (точнее, по две встречных с каждой стороны и одна бантовая в центре) и одна бантовая сзади. Все восемь складок видно. И видно две отдельные штанины. Этот и предыдущие варианты хакама использовали и при езде верхом.


При ходьбе, присаживании и прочих движениях складки сзади расходились, это было не очень эстетично, поэтому в следующем варианте сложения задние складки перекрывали друг друга на 5-6 см. То есть сзади в неподвижном состоянии оставалась видимой только одна складка правой штанины. Причём, она располагалась не по центру, а была смещена на 2,5 - 3 см влево. Передние складки оставались без изменений.


И последняя вариация хакама с восемью складками, так называемые самоскладывающиеся хакама, в которых и передние и задние складки обеих штанин перекрывают друг друга и сложно отличить такие шатаны от юбки. Такие хакама удобно складывать, но вот на лошади в них уже не поездишь. Сейчас это самая распространённая разновидность хакама, её используют и для церемоний, и особенно активно, в пеших боевых искусствах (айкидо, кэндо, йайдо и т.д.)


Здесь показан вид складок таких хакама как снизу, где ещё добавляется сложенная полоса - ластовица, так и сверху, где перед отделён от спинки.


Значение складок.
Оказывается, за каждой складкой самоскладывающихся хакама закркеплено своё значение и даже не одно.


А) "Семь добродетелей". Это конфуцианско-самурайская трактовка:
1.ЮКИ (храбрость, доблесть, мужество)
2.ДЗИН (гуманность, милосердие, доброжелательность)
3.ГИ (честность, справедливость)
4.РЭЙ (вежливость, этикет)
5.МАКОТО (искренность, честность)
6.ТЮГИ (верность, преданность)
7.МЭЙЁ (честь, достоинство, репутация)
(взята с сайта www.aikidofaq.com)

В) Трактовка Уэсибы Морихэя, основателя айкидо:
1.ДЗИН (доброжелательность, щедрость)
2.ГИ (честность, справедливость)
3.РЭЙ (вежливость, этикет)
4.ТИ (мудрость)
5.СИН (искренность)
6.ТЮ (верность, преданность)
7.КО: (почитание старших или благочестие)
(см. Мицуги Саотомэ "Принципы Айкидо" Изд.: Папирус, 1996 г.)

Если бы я увлекалась спиритизмом, то наверное, вызвала бы уважаемый дух Морихэя Уэсибы и спросила его, где он нашёл такие хакама, у которых 7 складок, причём 5 спереди и две сзади.
- Если складок 7, то обычно спереди видно 6, а сзади - 1.
- Если штаны традиционные, то складок обычно 8, спереди - 6 и сзади - 2.
- На современных айкидошных хакама 6 видимых складок, 5 спереди и 1 сзади.
Может, эта таинственная седьмая складка что-то вроде 13-го камня из сада храма Рёандзи, она есть, но её не видно?

Искала я, искала и в испанской Википедии наткнулась ещё на одну трактовку.
С) Дзенская трактовка. Пять великтих частей (Годай) и двойственность Инь-Ян:
1.ЗЕМЛЯ
2. ВОДА
3. ОГОНЬ
4. ВОЗДУХ
5. ПУСТОТА
6. ЯН
7. ИНЬ

Ну вот, теперь всё на своих местах. Если Инь - это всё скрытое, тайное, теневое, мягкое женское, то вторая невидимая складка сзади тоже считается. И правда, тринадцатый камень. :)


URL записи

URL записи

@темы: Выкройки

URL
   

Кладезь знаний

главная